Главная Закон Д.Бернулли Подъемная сила крыла сомолета Трение (внутреннее/внешнее) Обтекаемость формы (как один из способов уменьшения сил сопротивления)
Контрольный тест Карта ссылок Используемая литература Создатели

Обтекаемые формы.

Тела, обтекание которых происходит спокойно, как показано на рис. 5.1, называются телами обтекаемой формы. Обтекаемость уменьшает образование вихрей и, следовательно, сводит трение к минимуму. Если рассматривать тело обтекаемой формы как состоящее из трех частей А, В и С, то максимальное сопротивление движению представит взятая сама по себе средняя часть В. Присоединение к ней носовой части А значительно уменьшит сопротивление. Присоединение к В хвостовой заостренной части С уменьшит сопротивление еще в большей степени. Наконец, сопротивление практически исчезнет, если все три секции соединить вместе в одно целое.

(рис.5.1)Сравнительная величина воздушного сопротивления движению тел различной формы, но имеющих одинаковую площадь поперечного сечения.

Турбулентность

Движение в воздухе почти всегда «быстрее», т. е. основную роль играет турбулентное, а не вязкое сопротивление. Турбулентное сопротивление испытывают самолеты, птицы, парашютисты. Если человек падает в воздухе без парашюта, то через некоторое время он начинает падать равномерно (сила сопротивления уравновешивает вес), но с весьма значительной скоростью, порядка 50 м/с. Раскрывание парашюта приводит к резкому замедлению падения — тот же вес уравновешивается теперь сопротивлением купола парашюта. Так как сила сопротивления пропорциональна скорости движения и размеру падающего предмета в одинаковой степени, то скорость упадет во столько раз, во сколько изменятся линейные размеры падающего тела. Диаметр парашюта около 7 м, «диаметр» человека около одного метра. Скорость падения уменьшается до 7 м/с. С такой скоростью можно безопасно приземлиться.

Надо сказать, что задача увеличения сопротивления решается значительно легче, чем обратная задача. Уменьшить сопротивление автомобилю и самолету со стороны воздуха или подводной лодке со стороны воды – важнейшие и не легкие технические задачи.

Оказывается, что, изменяя форму тела, можно уменьшить турбулентное сопротивление во много раз. Для этого надо свести к минимуму турбулентное движение, являющееся источником сопротивления. Это достигается приданием предмету специальной, как говорят, обтекаемой формы.

Какая же форма является в этом смысле наилучшей? На первый взгляд кажется, что телу надо придать такую форму, чтобы вперед двигалось острие. Такое острие, как кажется, должно с наибольшим успехом «рассекать» воздух. Но, оказывается, важно не рассекать воздух, а как можно меньше потревожить его, чтобы он очень плавно обтекал предмет. Наилучшим профилем движущегося в жидкости или газе тела является форма, тупая спереди и острая сзади (Острые носы у лодок и морских судов нужны для «разрезания» волн, т. е. лишь тогда, когда движение происходит по поверхности). При этом жидкость плавно стекает с острия, и турбулентное движение сводится к минимуму. Ни в коем случае нельзя направлять острые углы вперед, так как острия вызывают образование турбулентного движения.
Обтекаемая форма крыла самолета создает не только наименьшее сопротивление движению, но и наибольшую подъемную силу, когда обтекаемая поверхность стоит наклонно вверх к направлению движения. Обтекая крыло, воздух давит на него в основном в направлении, перпендикулярном к его плоскости (рис. 5.2). Понятно, что для наклонного крыла эта сила направлена вверх.

С возрастанием угла подъемная сила растет. Но рассуждение, основанное на одних лишь геометрических соображениях, привело бы нас к неверному выводу, что чем больше угол к направлению движения, тем лучше. На самом же деле по мере увеличения угла плавное обтекание плоскости все затрудняется, а при некотором значении угла, как это иллюстрирует рис. 5.3, возникает сильная турбулентность; сопротивление резко возрастает, и подъемная сила падает.
(рис.5.2) (рис.5.3)

^Вверх


Copyright © 2006 fizika471.narod.ru
Design by A. Rasskazov
Hosted by uCoz