Что заставляет самолет подниматься в воздух? Самолет движется вперед или вращающимся пропеллером, или ракетным двигателем. При этом крылья и другие части самолета рассекают воздух, создавая относительный ветер,
равносильный действительному ветру, направленному на самолет. На рис.3.3 показаны направления образующихся при этом токов воздуха, обтекающих самолет.
|
| Чем же вызывается подъемная сила, действующая на крыло самолета? Как видно из рисунка,
передняя часть крыла несколько приподнята вверх. Воздух, ударяющий в нижнюю часть крыла, спокойно обтекает его, и скорость воздуха относительно крыла почти такая же, как относительная скорость спокойного воздуха под самолетом.
Но на верхней поверхности крыла положение иное. |
(рис.3.3) Действие подъемной силы на крыло самолета вызвано тем, что давление на крыло снизу больше, чем давление сверху |
| Верхняя поверхность и ближайшие слои воздуха, находящиеся над ней, образуют подобие узкой трубы, напоминающей схему рис.2.1 (закон Бернулли). Воздух, ударяющий в переднюю часть крыла, обтекает ее,
как показано на рисунке, причем скорость над верхней частью крыла гораздо больше, чем скорость ветра внизу. Тогда, согласно закону Бернулли, давление воздуха на верхнюю поверхность оказывается меньше, чем на нижнюю. В результате возникает неуравновешенная сила,
направленная вверх. Эта сила больше веса самолета, и самолет поднимается. Скорость ветра, необходимая для подъема небольшого самолета, около 60 км/час. Каким должен быть профиль крыла, как влияет угол встречи с потоком воздуха – все это и многое другое необходимо рассчитывать.
Теорию крыла, позволяющую делать такие расчеты, создал русский ученый «отец русской авиации» Н.Е.Жуковский.
|